Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Ну и погода в Липецке - Поминутный прогноз погоды




В течение всего года «Поэтическая студия» проводила мероприятия, посвящённые выдающимся поэтам: Ф.И. Тютчеву, А.С. Пушкину, В.С. Высоцкому, на наших встречах велись беседы о российской культуре и истории. Конечно же, мы не могли пройти мимо таких явлений в нашей культуре как песня и кино. И вот 20 сентября 2014 г. «Поэтическая студия» собралась на заседание под название «Музыкальная мозаика», посвящённое им. Стоит отметить, что эта встреча была завершающей в рамках реализации социально значимого проекта «Центр творчества и самореализации инвалидов «Без Границ», который ЛРООИ «Оптимист» проводила при финансовой поддержке Управления внутренней политики Липецкой области.

Встречу открыла председатель нашей организации Ирина Порядина, которая тепло поприветствовала оптимистов после месячного августовского перерыва. А ведущим и главным рассказчиком в этот раз был Алексей Аксёнов. Каждое выступление иллюстрировалось демонстрацией компьютерного слайда и просмотром видеоролика, подготовленных Алексеем и Анной Богданчиковой.

В начале ведущий поведал об истории создания марша «Прощание славянки», ставшего неофициальной визитной карточкой России. Его Василий Иванович Агапкин написал осенью 1912 г. под впечатлением того, как русские женщины провожали на Балканскую войну мужей и сыновей. С тех пор торжественная щемящая душу мелодия стала символом проводов мужчин в армию, на войну, в долгую дорогу. Примечательно, что в годы Гражданской войны марш был одинаково популярен как в Красной, так и в Белой армиях. А 7 ноября 1941 г. «Прощание славянки» звучало на Красной площади Москвы во время военного парада, с которого бойцы уходили на фронт, где шли кровавые бои с немецко-фашистскими захватчиками. Посмотрев исполнение легендарного марша оркестром Центрального военного округа, мы как бы мысленно перенеслись в те роковые годы.

После этого Надежда Григорьевна Симоненко рассказала нам о жизни нашего земляка – композитора Т.Н. Хренникова. Тихон Николаевич родился в Ельце в 1913 г., он был десятым ребёнком в семье. На таких инструментах, как гитара, мандолина в ней играли все. Кроме того, Тихон пел в церковном хоре. Мальчик с девяти лет начал учиться играть на рояле, довольно скоро стал сочинять музыку. Зимой 1927-1928 гг. Тихон приехал в Москву и показал сочинения М.Ф. Гнесину. Маэстро отнёсся к мальчику с большой симпатией. Тихон увёз в Елец целую кипу нот, а через год поступил в техникум Гнесиных. Перед отъездом отец позвал сына к себе и дал два наказа: первый – живи сам и давай жить другим, второй – никогда не расстраивайся от неудач и не слишком радуйся успехам. Этим двум принципам Тихон Николаевич неотступно и постоянно следовал. Возможно, это определило стиль отношения будущего композитора к людям и помогло прожить долгую наполненную событиями жизнь, которую он посвятил музыке и советскому народу. Он написал музыку к 31-ому фильму, среди которых «Свинарка и пастух» (1941), «Верные друзья» (1954) и др.; всенародно любимым песням «Московские окна», «Колыбельная Светланы», «Плыла, качаясь, лодочка по Яузе-реке» и др.; много классических произведений: оперы, балеты, симфонии и пр. Творчество знаменитого ельчанина всегда привлекало чистотой и свежестью чувств, энергией и оптимизмом, добрым юмором и лукавством, а главное, лирическим чувством, которое Т. Хренников пронёс в своём творчестве через всю жизнь. Кроме этого он был видным общественным деятелем, возглавлял на протяжении 43-х лет Союз композиторов СССР. Как один из примеров песенного творчества композитора мы послушали романс «Что так сердце растревожено», прозвучавший в кинофильме «Верные друзья», в исполнении Георга Отса.

Музыка Хренникова звучит и в фильме 1962 г. «Гусарская баллада», снятого режиссёром Э.А. Рязановым. Об истории создания любимой советской кинокомедии рассказал А. Аксёнов. В конце 1941 г. Тихон Николаевич написал партитуру к пьесе А. Гладкова «Давным-давно», которая потом на протяжении девятнадцати лет с успехом шла на различных театральных подмостках Советского Союза. Приближалось 150-летие Бородинской битвы и Эльдар Александрович решил снять фильм по задорной написанной в стихах пьесе, рассказывающей о жизни гусаров-забияк, умеющих доблестно служить России, любить и дружить. Кинорежиссёр рассчитывал на то, что работа над фильмом не будет сопровождаться особыми преградами. Но на деле всё вышло не так, он столкнулся с идеологическими и творческими проблемами. Несмотря на них картина была успешно снята. Однако министр культуры СССР Е.А. Фурцева приехала на «Мосфильм» и высказала Э. Рязанову неудовольствие:

– Как вы смогли совершить такой просчёт? Надо было додуматься, взять на роль Кутузова Игоря Ильинского! Вы же исказили, можно сказать, оклеветали великого русского полководца. Это бестактно! Зритель будет встречать его появление хохотом. Ильинского надо заменить, переснять его сцены. В таком виде мы картину не выпустим.

– Но там зима, – возразил Эльдар Александрович, – а сейчас август. И потом, через десять дней годовщина Бородина.

– О том, чтобы фильм вышел к юбилею, вообще, не может быть и речи… Переделайте. А зима или лето, у вас в кино всё можно.

Режиссёр был разбит, его доводы никто не хотел слушать. Лишь маленькая заметка в газете «Известия» с положительной рецензией на «Гусарскую балладу» помогла фильму попасть на советские киноэкраны.

Просмотр фрагмента из комедии с куплетами «Давным-давно» помог нам вспомнить любимых киноактёров и жизнеутверждающую музыку Т.Н. Хренникова.

Советские фильмы и песни, прозвучавшие в них, учат нас непреложным истинам и порой приобретают в современном обществе новый смысл. На это обратил наше внимание Александр Родионов, рассказавший о фильме 1958 г. «Добровольцы», который был снят по одноимённому роману в стихах Е. Долматовского. Лейтмотивом фильма является песня Марка Фрадкина «Комсомольцы-добровольцы». Как же хорошо, что слова замечательной песни становятся актуальными и в наше время. Поводом для этого является новый виток развития добровольческого движения. Сейчас, как много лет назад, люди, не думая о комфорте, безопасности и материальной выгоде, спешат туда, где опасно, к тому, кому нужна помощь, а иногда просто доброе человеческое слово. Они, люди XXI века, могут пропеть про себя:

Комсомольцы-добровольцы,

Надо верить, любить беззаветно,

Видеть солнце порой предрассветной,

Только так можно счастье найти!

Видеоролик помог нам вспомнить всю замечательную песню целиком и посмотреть кадры из великого фильма.

А. Аксёнов вспомнил о супружеской паре, которые в браке более 50-ти лет, – композиторе Александре Николаевне Пахмутовой и поэте Николае Николаевича Добронравове. По их песням можно изучать историю нашей родины: начиная с Древней Руси, которой посвящена песня «Богатырская сила», через Великую Отечественную войну (песня «Поклонимся»), к полёту первого человека в космос (цикл «Созвездие Гагарина») и Московской Олимпиаде 1980 г. (песня «До свидания, наш ласковый Миша»). А ещё были песни о комсомольских стройках, спорте, и, конечно, о любви.

Эти патриархи советской песни много лет дружили и работали с Расулом Гамзатовичем Гамзатовым. Его песни являются бриллиантами советской песни. Интересна создания песни «Журавли». Её тема была навеяна Гамзатову посещением расположенного в Хиросиме памятника японской девочке, страдавшей от лейкемии после американского атомного взрыва. Она надеялась, что вылечится, если смастерит тысячу бумажных «журавликов». Дело в том, что в Азии существует поверье, что желание человека исполнится, если он сложит из цветной бумаги тысячу журавлей. С другой стороны, журавли имеют свой образ в русской культуре, с которой Расул Гамзатович был очень близко знаком, будучи переводчиком русской классической поэзии. Как вспоминает Гамзатов, когда он летел из Японии домой, в СССР, он думал о своей матери, весть о кончине которой пришла в страну восходящего солнца, думал о старшем брате Магомеде, погибшем в боях под Севастополем, думал о других близких людях, погибших в Великой Отечественной войне.

В 1968 г. стихотворение «Журавли» в переводе Наума Гребнева было напечатано в журнале «Новый мир» и начиналось словами:

Мне кажется порою, что джигиты,

С кровавых не пришедшие полей,

В могилах братских не были зарыты,

А превратились в белых журавлей.

В таком виде оно попалось на глаза певцу Марку Бернесу. Прочитав стихотворение «Журавли», возбуждённый Бернес позвонил поэту-переводчику Н. Гребневу и сказал, что хочет сделать песню. По телефону, сразу же, обсудили некоторые изменения в тексте будущей песни. Р. Гамзатов так вспоминает об этом: «Вместе с переводчиком мы сочли пожелания певца справедливыми, и вместо «джигиты» написали «солдаты». Это как бы расширило адрес песни, придало ей общечеловеческое звучание».

М. Бернес записывал «Журавлей» будучи серьёзно болен. Он уже с трудом передвигался, но, тем не менее, 8 июля 1969 г. сын отвёз его в студию, где артист записал песню. С одного дубля… Эта запись стала последней в его жизни. Мы посмотрели видеоклип на эту песню, и у нас всех на глазах появились слёзы, ведь это произведение никого не может оставить равнодушным.

Виктор Родионов рассказал нам о певце с лучезарной улыбкой – Евгении Мартынове. Советские любители хорошей музыки полюбили необыкновенно мягкий голос певца, за который его поклонники присвоили своему любимцу негласное звание «соловья советской эстрады». Голос Евгения Мартынова – очень звонкий, бархатный мягкий тенор, достаточно широкого диапазона, поэтому ему предлагали стать оперным певцом, и с редким красивым тембром. Именно характерный тембр являлся отличительной чертой мартыновского исполнения. Певец нёс огромный заряд положительных эмоций, мастерски передавал слушателю большое чувство радости и восхищения, неизменно вызывая ответный восторг. Даже трагические и драматические по сюжету песни у Евгения заканчивались светло и возвышенно. Как композитор Мартынова можно назвать Моцартом советской эстрады, а как исполнитель он напоминает Леля славянских преданий. Судьба отмерила Евгению Мартынову короткий земной путь, он прожил всего 42 года, но в людской памяти остался его позитивный образ. В этом мы смогли убедиться, просмотрев песню Е. Мартынова на стихи А. Дементьева «Лебединая верность», воспевающую великое всепобеждающие чувство любви.

После этого мы поздравили Виктора Родионова с поступлением в Лебедянский торгово-экономический техникум на специальность «Прикладная информатика» и вручили необходимый для учёбы подарок. В этом ему финансово помог давний друг «Оптимиста», заместитель главы администрации г. Липецка Антон Анатольевич Курочкин. Большое спасибо ему за доброе сердце, отзывчивость и понимание!

В конце нашей встречи мы сделали групповую фотографию. Да, это было завершающее заседание «Поэтической студии» Центра творчества и самореализации инвалидов «Без Границ», но мы верим в то, что не раз ещё встретимся и поговорим о российской культуре и истории. Ведь дружба, как и песня, идёт через года и постоянно остаётся с нами.

Через годы, через расстоянья,

На любой дороге, в стороне любой.

Песне ты не скажешь: «До свиданья!»

Песня не прощается с тобой!