Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Ну и погода в Липецке - Поминутный прогноз погоды




Есть в российской культуре люди, о которых можно говорить бесконечно и хочется это делать.  К ним, несомненно, принадлежит имя Александра Сергеевича Пушкина. 21 июня 2014 г. «Поэтическая студия» Центра творчества и самореализации инвалидов «Без Границ» собралась на очередное заседание, чтобы отметить 215-ый День рождения солнца русской поэзии.

В начале нашей встречи мы посмотрели первую главу фильма Леонида Парфёнова «Живой Пушкин» из видеоколлекции Виктора Родионова, рассказывающей о детстве и лицейском периоде жизни поэта.  Нас всех поразили узнанные факты!  Удивительно, в России Александра Сергеевича считают национальным поэтом, но также относятся к нему и в Эфиопии – родине его прапрадеда Ибрагима Ганнибала.  Вероятно, смешением в великом российском поэте разных кровей можно отчасти объяснить уникальность его личности.  А всемирная известность Пушкина сложилась исключительно за счёт его незаурядного ума, трудолюбия и целеустремлённости.  Культурная атмосфера александровского времени способствовала тому, Пушкину были одинаково близки французский язык, на котором разговаривали в его родном доме, и культура, так популярная в русском обществе в начале XIXв., а также русский язык и отечественная история, «преданья старины глубокой».  Это юный Александр Пушкин узнал не только с помощью книг из обширной домашней библиотеки, но и благодаря бабушке Марии Алексеевне Пушкиной, часть жизни которой прошла в селе Капитанщино Добровского района Липецкой области, познакомившей будущего поэта с российской культурой и его родословной по материнской линии.  Гений Пушкина начал расцветать в Царскосельском лицее, 18-летние выпускники которого были полностью готовы к несению государственной службы.  Стоит отметить, что лицеист Пушкин имел «тройки» по математике и русскому языку, зато «отлично» успевал по французскому и стихосложению.  Именно в лицейское время сформировалось вольнолюбивое мировоззрение Александра Сергеевича, была начата дружба с будущими декабристами И.И. Пущиным, В.К. Кюхельбекером и многими другими, свет которой поэт пронёс через всю жизнь.

Потом своими размышлениями о феномене Пушкина поделилась М.Я. Мищенко.  По её рассказу было понятно, что Мария Яковлевна., хорошо знает и понимает творчество Александра Сергеевича.  Эта умудрённая жизненным опытом женщина наизусть цитировала пушкинские строки.  Особенно она остановился на стихотворении «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…», написанное осенью 1836 г. Мария Яковлевна заострила наше внимание на том, как молодой ещё Пушкин (ему тогда только исполнилось 37 лет) мог предугадать свою недалёкую смерть.  Но он не сожалел о своём скором уходе, потому что:

…душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

 Жив будет хоть один пиит.

Потом Надежда Григорьевна Симоненко рассказала нам не только не только о взаимоотношениях Пушкина и декабристов, но и о дальнейшей судьбе некоторых из них.  Для Александра Сергеевича это дружба была органичной.  Ведь, как уже упоминалось, в Царскосельском лицее он познакомился и всем сердцем принял либеральные идеи, рождённые Великой французской революцией.  К этому добавилось и то патриотическое чувство, с которым лицеисты провожали полки солдат, проходившими за воротами учебного заведения во время их отправки на войну с Наполеоном.  После возвращения на родину герои, овеянные славой победы и узнавшие, как живут простые люди за границей, были недовольные тем, что император Александр I не даровал свободу народу-победителю.  Это и явилось основной причиной возникновения декабристского движения.  В то же время власти сослали Пушкина в ссылку в Кишинёв с запретом проживание в Санкт-Петербурге и в Москве за его вольнолюбивые стихи, содержавшие  критику императора и общественно-политического строя.  Поэт, находясь в Южной ссылке, в начале 1820-х гг. в ноябре месяце несколько раз бывал на Киевщине в усадьбе Каменка под предлогом того, что ему надо поздравить с Днём рождения мать своего знакомого Н.Н. Раевского Екатерину Николаевну Давыдову.  На самом деле там каждый год проходили тайные съезды декабристского «Южного общества».  Однако, друзья-декабристы, ценя пушкинский талант и зная его эмоциональный характер, не посвящали его в тайны своей политической деятельности.

После восстания 14 декабря 1825 г. единоутробный брат Н.Н. Раевского Василий Львович Давыдов был приговорён к 20-ти годам каторги, которую потом снизили до 13-ти лет.  После окончания срока ему Указом императора выдали предписание поселиться в Красноярске.  Политическим ссыльным было запрещено создавать школы, поэтому Давыдовы у себя в доме организовали домашний класс для своих семерых детей, рождённых в Сибири.  Класс не имел официального статуса и, поэтому его могли посещать все желающие.  От местных жителей Давыдов за создание школы для бедных детей получил прозвища «Властитель дум», «Короб просвещения».  Позже её программа стала основой, по которой строилось обучение в Красноярской мужской гимназии.

8 сентября 1826 г. А.С. Пушкин под охраной фельдъегеря прибыл из Михайловского в Москву на личную аудиенцию к только что коронованному императору.  На вопрос Николая I о том, где он был бы 14 декабря 1825 г., оказавшись в Санкт-Петербурге, Александр Сергеевич честно ответил: «На Сенатской площади».  После разговора с поэтом, царь отозвался о нём, как об «умнейшем человеке России», и даровал Александру Сергеевичу личную свободу, позволив жить везде, кроме Петербурга.  Также Николай I освободил Пушкина от обычной цензуры, пообещав стать его личным цензором.  Однако, не взирая на этим послабления, Александр Сергеевич не изменил своих вольнолюбивых убеждений.  В 1827 г. он пишет послание «Во глубине сибирских руд…» и с оказией передаёт его своим друзьям-декабристам в Сибирь.  В нашем Оптимистическом офисе мы в аудиозаписи прослушали это пушкинское произведение, которое прозвучало под одноимённые слайды, подготовленные Алексеем Аксёновым.  Потом Надежда Григорьевна Симоненко прочитала поэтический ответ Пушкину Александра Ивановича Одоевского «Струн вещих пламенные звуки…».  Именно из него В.И. Ленин взял строку «…из искры возгорится пламя», которая стала девизом перовой социалистической газеты «Искра».

И вновь зазвучали пушкинские строки, когда А. Аксёнов прочитал «Анчара», предварительно рассказав о нём.  Поводом для создания этого аллегорического стихотворения послужило то, что в 1828 г. против Пушкина было возбуждено дело по обвинению в написании антиправительственного произведения «Андрей Шенье» и безбожной поэмы «Гавриилиада».  В основе сюжета Александр Сергеевич использовал полулегендарные рассказы о существовании на острове Ява ядовитого дерева анчар.  О нём путешественники рассказывали, что это дерево отравляет окрестный воздух, и сок его смертелен.  Вожди местных племён посылали приговорённых к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую использовали для отравления стрел.

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом…

Принёс – и ослабел и лёг

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

Валентина Михайловна Яковлева прочитала нам письмо А.С. Пушкина, адресованное начальнику российской жандармерии А.Х. Бенкендорфу, когда осуществлял негласный надзор за поэтом и был его цензором.  Оно датировано периодом после встречи поэта с Николаем I.  В нём Александр Сергеевич извиняется перед жандармом за то, то не сообщил ему письменно о своей вынужденной поездке в Арзамас и не дождался от него письменного разрешения для неё, а сделал это устно при их прежней встрече.

Потом Валентина Михайловна с помощью презентации, подготовлённой А. Аксёновым, помогла нам совершить виртуальное путешествие по пушкинским местам России.  Мы побывали в Михайловском – имении матери А.С. Пушкина, ставшем его поэтической родиной и местом духовного становления как поэта.  Смогли полюбоваться прекрасными видами Болдино, которое принадлежало отцу поэта, заглянуть в рабочий кабинет Александра Сергеевича.  Здесь он бывал трижды, а его визит сюда в 1830 г. вошёл в пушкинистку под названием «болдинская осень».  Прибыв для улаживания наследственных дел перед женитьбой на Наталье Гончаровой, Пушкин был вынужден задержаться в Болдино на три с половиной месяца.  За это время он создал более 50-ти произведений.  Увидели мы и последнюю петербургскую квартиру поэта.  В сентябре 1836 г. А.С. Пушкин и его семья поселились на нижнем этаже дома на набережной Мойки 12 в наёмной квартире, состоящей из одиннадцати комнат. Здесь 10 февраля 1837 г.Александр Сергеевич скончался, смертельно раненный на поединке с Ж. Дантесом.

Но пушкинское слово пережило годы и столетия.  А. Аксёнов провёл параллель между творчеством Пушкина и Владимира Семёновича Высоцкого.  На рабочем столе барда постоянно находился портрет Александра Сергеевича и его посмертная маска. Объединяло же этих двух поэтов соседних веков влияние на их жизнь и творчество цензуры.  Не смотря на то, что пушкинские произведения подвергались жёсткой цензуре, выходили его книги, он публиковался в «Литературной газете» А.А. Дельвига, в собственном журнале «Современник».  В XIXв. власть понимала и осознавала творческий гений Пушкина, а поэтому давала возможность творцу печатать его произведения.  А вот в ХХ в. дело обстояло иначе!  При жизни Высоцкого было опубликовано лишь одно его стихотворение, многие песни не входили в кинофильмы, а если и входили, то с большими купюрами.  Таким образом творчество Владимира Семёновича оказалось под запретом.

Но никакие запреты не могут сдержать свободную и талантливую мысль российского поэта!  Бесспорно, творчество Пушкина более всего было известно в кругу петербургской и московской интеллигенции.  Но благодаря публикациям, пушкинские строки могли прочитать люди средних классов в Ельце, Рязани, других российских городах и, возможно, не многочисленные грамотные крестьяне.  Песни же Высоцкого распространялись среди широких масс советских людей благодаря магнитофонным записям.  Творчество этих двух российских поэтов стало любимо и почитаемо народом, потому что они смотрели в самую глубину души россиянина, понимали, любили и сопереживали ему.

Действительно, пушкинское слово обладает магией, неотпускающей от себя.  Нам не хотелось покидать офис «Оптимиста» не только потому, что за его стенами лил промозглый дождь.  Наоборот, ненастная погода напоминала о сером холодном гранитном Петербурге, так любимом Александром Сергеевичем.  И мы, Оптимисты, верим в то, что у нас впереди ещё ни одна встреча с Пушкиным!